Девять преимуществ деревянных игрушек
Почему современные родители всё чаще отдают предпочтение деревянным игрушкам? Это красиво, стильно, экологично, безопасно; такие игрушки более прочные и прослужат ребёнку долго. А ещё, с точки зрения развития ребёнка, это полезно!
В чем польза игрушек, выполненных из натуральных материалов?
Сенсорное развитие:
-
Тактильные ощущения. Игрушки, выполненные из натуральных материалов, имеют разнообразную текстуру материала, и даже одна игрушка из дерева будет тактильно отличаться от другой деревянный игрушки, в отличие от гладкого холодного пластика. Игрушки из натуральных материалов помогают не только разнообразить тактильные ощущения ребенка и закрыть потребность в сенсорном насыщении, но и познакомиться с окружающим миром. Ребёнка окружает многое, и знание о том, из чего (из какого материала) изготовлены предметы, которые он использует в своей игре и быту поможет легче и проще научиться выстраивать причинно-следственные связи;
-
Обоняние. Разные породы дерева имеют разные, по-своему богатые ароматы. Знакомясь с игрушками из разных пород дерева ребёнок насыщает свою сенсорику, одновременно задействовав несколько анализаторов;
-
Вкусовые рецепторы. На вкус деревянные игрушки тоже приятнее чем, скажем, пластиковые (и безопаснее). Например, дети очень любят можжевеловые грызунки. Кстати, восприятие ребёнком предметов через «попробовать на зубок» может сохраняться до 3-х лет, что говорит о важности этого анализатора в развитии ребёнка и изучении им окружающего мира;
-
Аудиальное восприятие. Звучат игрушки из дерева также разнообразно, приятно и глубоко. Аудиальное восприятие является важнейшим компонентом в развитии речи ребёнка. Умение выделять неречевые шумы помогает ребёнку в дальнейшем выделять фонемы и правильно произносить слова. Неречевой слух, ещё его называют физическим, способствует развитию у ребёнка умений дифференцировать окружающие звуки по громкости, высоте, направлению звучания. Аудиальное восприятие тесно связано с таким навыком, как слуховое сосредоточение: ребёнок учится прислушиваться, улавливать разнообразные окружающие его звуки, определять направление их звучания и свое месторасположение относительно услышанного звука. Также в процессе взаимодействия со звуком у ребёнка развивается аудиальная память. При выборе детских музыкальных инструментов психологи, нейропсихологи и логопеды советуют отдавать предпочтение музыкальным инструментам, выполненным из натуральных материалов;
-
Зрительное восприятие. Деревянные игрушки, даже если они окрашены в разные цвета, передают оттенки естественно и приятно, что способствует лучшему восприятию реальности. Это, в отличие от ярких неестественных цветов, не перегружает нервную систему ребенка, а, скорее, наоборот - мягко наполняет красотой и умением более тонко чувствовать и различать оттенки цветовой палитры.
На примере игры «Гномики в горшочках» мы можем увидеть, как с помощью окрашенных деревянных деталей передаются естественные оттенки, подобные которым ребёнок может встретить во время взаимодействия с окружающем миром (белые облака, голубое небо, зеленая трава, и т.д.). Соотнесение знаний, получаемых в игре, с опытом из окружающего мира важно для целостного и всестороннего развития ребёнка, для развития умения соотносить, проводить параллели и выстраивать аналогии.
6. Формирование активного внимания. Внимание представляет собой избирательную направленность восприятия на определенные объекты. Это состояние, при котором ребёнок сосредотачивается и фокусируется на конкретном предмете, который имеет либо ситуативную (пассивное внимание), либо логическую (активное внимание) значимость, при этом задействуя познавательные процессы: мышление, воображение, память, восприятие.
Внимание включает в себя несколько критериев, каждый из которых важен для изучение окружающего мира и взаимодействия с предметами:
-
Объем внимания – умение удерживать во внимании нескольких объектов сразу
-
Концентрация и устойчивость – умение сохранять внимание продолжительное количество времени
-
Избирательность – сосредоточенность только на той информации, которая нужна в конкретной ситуации / в определенный момент времени для решения конкретной задачи
-
Произвольность – самоорганизация и сосредоточенность на игре или выполняемом действии
-
Переключаемость – переход с одного вида деятельности на другой
-
Распределение – выполнение нескольких дел одновременно
Формирование произвольного внимания и форм активного внимания начинается в возрасте 2-3 лет и совершенствуется по мере взросления ребёнка. В этот период важно правильно организовывать пространство и подбирать игрушки, с которыми ребёнок взаимодействует. Интерактивные игрушки, игрушки кислотных цветов способствуют пассивному вниманию и не особо побуждают маленького ребёнка к изучению предмета посредством наглядно-действенного вида мышления, перегружают нервную систему. Нужны такие игрушки, которые рождают желание производить с ними различные манипуляции, изучать свойства (катать, толкать, потряхивать, расставлять и др.) или наделять сюжетными характеристиками (предметно-манипулятивный вид деятельности является основным видом деятельности для детей до 3-х лет, с 3 до 7-8 лет у ребёнка преобладает сюжетно-ролевая игра).
Активное внимание формируется у детей через совместную деятельность со значимым взрослым (напр., с мамой): в процессе игры ребёнок отзеркаливает эмоции и действия взрослого, получает одобрение и поддержку от взрослого в процессе самостоятельного изучения прдмета. Дополнительно это становится основой уверенности и желания узнавать окружающий мир.
Психомоторное развитие:
7. Логическое мышление. Игрушки в природных оттенках способствуют формированию логического мышления без опоры на визуальную память. Объясним на примере пирамидки из разных пород дерева, покрытой только льняным маслом. Собирая цветную пирамидку, ребёнок запоминает последовательность по цвету, а в случае пирамидки с "колечками" природных оттенков - они отличаются, но не яркостью, - ребёнок дополнительно учится анализировать предметы по форме и размеру, сравнивает их между собой и выявляет закономерность. Разнообразие форм обогащает сенсорное восприятие, а отсутствие приторной яркости позволяет ребёнку мыслить и творчески, и, при этом, логически, опираясь на другие свойства предмета.
8. Фантазия и креативность. Игрушки из натуральных материалов в своих естественных (природных) оттенках способствуют формированию творческого мышления и фантазии, не развивая у ребёнка шаблонного мышления.
9. Формирование математических представлений. Разные породы дерева имеют разную плотность и вес, и за счет этого можно опытным путем показать ребёнку, используя схожие по форме детали из разной древесины, разницу в весе, объяснить понятия «легкий / тяжелый».
Общие представления об окружающем мире:
Игра с игрушками из дерева — интересное и увлекательное занятие, которое помогает малышу познакомиться с природным материалом - древесиной, - и его разнообразием, знакомит с понятиями формы, цвета, запаха, и, в целом, расширяет представление об окружающем мире и помогает расти.