Девять преимуществ деревянных игрушек
Почему же современные родители все чаще отдают предпочтение деревянным игрушкам? Это красиво, стильно, экологично, безопасно, такие игрушки более прочные и прослужат ребёнку дольше. А ещё это полезнее с точки зрения развития ребёнка!
В чем польза игрушек, выполненных из натуральных материалов?
Сенсорное развитие:
-
Тактильные ощущения — игрушки выполнение из натуральных материалов имеют разнообразную текстуру материала, даже одна игрушка из дерева будет отличаться от другой деревянный игрушки тактильно в отличии от гладкого холодного пластика. В развитии ребёнка игрушки из натурального материала помогают не только разнообразить его тактильные ощущения и закрыть потребности в сенсорном насыщении, но и познакомиться с окружающим миром. Ведь ребёнка окружает так многое, и ему будет легче и проще научиться выстраивать причинно-следственные связи, если он будет знать из чего (из какого материала) изготовлены предметы, которые он использует в своей игре и быту.
-
Обоняние — разные породы дерева имеют разнообразные и богатые ароматы. Знакомясь с такими игрушками ребёнок насыщает свою сенсорику сразу задействовав несколько анализаторов.
-
Вкусовые рецепторы — на вкус деревянные игрушки тоже являются намного приятнее. Именно поэтому дети так любят можжевеловые грызунки. А восприятие ребёнком предметов через «попробовать на зубок» может сохраняться до 3ех лет. Что говорит о важности этого анализатора в развитии ребёнка и изучении им окружающего мира.
-
Аудиальное восприятие — звучат деревянные игрушки тоже разнообразно, приятно и глубоко. Аудиальное восприятие является важнейшим компонентом в развитии речи ребёнка. Умение выделять неречевые шумы помогает ребёнку в дальнейшем выделять фонемы и правильно произносить слова. Неречевой слух, ещё его называют физическим, способствует развитию у ребёнка умений дифференцировать окружающие звуки по громкости, высоте, оттенкам и направлению звучания. Музыкальные инструменты сделанные из дерева и других природных материалов имеют правильную и чистую тональность, окрашенную разнообразным тоном, темпом и высотой звучания. Умение правильно дифференцировать неречевые шумы помогает ребёнку в пространственной ориентации. Аудиальное восприятие тесно связано с таким навыком, как слуховое сосредоточение, когда ребёнок учится прислушиваться, улавливать разнообразные окружающие его звуки и определять направление их звучания и свое месторасположение относительно услышанного звука. Также в процессе взаимодействия со звуком у ребёнка развивается аудиальная память. При выборе детских музыкальных инструментов психологи, нейропсихологи и логопеды советуют отдавать предпочтение музыкальным инструментам, выполненным из натуральных материалов.
-
Зрительное восприятие — это не про красоту деревянных игрушек. Деревянные игрушки, даже окрашенные в разные цвета, передают оттенки более естественными и приятными для визуального восприятия. Неестественные оттенки и цвета формируют у ребёнка искаженное восприятие реальности и деформируют восприятие мира. Также важно обращать свое внимание при выборе игрушки и на соответствие цвета игрушки и ее аналогичности в окружающем мире (синие медведи, розовые слоны и т.д. не существуют в реальном мире). Игрушки, аналогов которых не существует в реальном мире, могут порождать у ребёнка страх и тревожность. Ещё один фактор, который надо учитывать при выборе игрушек и их цветов: Нервная система ребёнка формируется и остаётся незрелой до 8-12 лет, и искусственное раздражение нервной системы, её перевозбуждение за счет того, что вокруг ребёнка создается визуальный шум из ярких неестественных оттенков приводит к более частым истерикам у ребёнка. А для гармоничного и правильного развития ребёнку необходимо, чтобы его базовые потребности были наполнены и не имели так называемых «проседаний» — это является фундаментом в психомоторном развитии ребёнка. Неестественные оттенки в игрушках привлекают ребёнка и у него появляется желание завладеть игрушкой, но в это же время угасает естественное желание к познанию мира и новых открытий.
На примере игры «Гномики в горшочках» мы можем увидеть как на деревянной игрушке передаются естественные оттенки, которые ассоциируются с природными цветами, которые ребёнок может встретить вовремя взаимодействия с окружающем миром (белые облака, голубое небо, зеленая трава и т.д.). Соотнесение знаний получаемых в игре с опытом из окружающего мира важно для целостного и всестороннего развития ребёнка, умение соотносить, проводит параллели и выстраивать аналогии.
6. Формирование активного внимания — Внимание представляет собой избирательную направленность восприятия на какие-то определенные объекты. Это состояние при котором ребёнок сосредотачивается и фокусируется на конкретном предмете, который имеет либо ситуативную (пассивное внимание) или логическую (активное внимание) значимость, при этом используя при этом познавательные процессы: мышление, воображение, память, восприятие.
Внимание включает в себя несколько критериев, каждый из которых важен для изучение окружающего мира и взаимодействия с предметами:
-
Объем внимания – умение удерживать во внимании нескольких объектов сразу
-
Концентрация и устойчивость – умение сохранять внимание продолжительное количество времени
-
Избирательность – сосредоточенность только на той информации, которая нужна в конкретной ситуации / в определенный момент времени для решения конкретной задачи
-
Произвольность – самоорганизация и сосредоточенность на игре или выполняемом действии
-
Переключаемость – переход с одного вида деятельности на другой
-
Распределение – выполнение нескольких дел одновременно
Формирование произвольного внимания и форм активного внимания начинается в возрасте от 2-3 лет и совершенствуется по мере взросления ребёнка. В этот период важно правильно организовывать пространство и подбирать игрушки, с которыми ребёнок взаимодействует. Интерактивные игрушки, игрушки кислотных цветов – способствуют пассивному вниманию и не побуждают ребёнка к желанию изучать предмет посредством наглядно-действенного вида мышления и перегружают нервную систему. Игрушки должны быть такими, чтобы ребёнок испытывал желание производить с ней различные манипуляции и изучать её свойства (предметно-манипулятивный вид деятельности является основным видом деятельности в возрасте до 3ех лет, с 3 до 7-8 лет у ребёнка преобладает сюжетно-ролевая игра).
Активное внимание формируется у детей через совместную деятельность с мамой (значимым взрослым), в процессе игры ребёнок отзеркаливает эмоции и действия взрослого, получает от мамы одобрение и поддержку в естественном и самостоятельном изучении предмета (игрушки) и причинно-следственных связей (если машинку толкнуть легко, она поедет медленно, если толкнуть сильно, то поедет быстро).
Психомоторное развитие:
7. Логическое мышление — игрушки в природных оттенках способствуют формированию логического мышления без опоры на визуальную память (на примере пирамидки) — собирая цветную пирамидку ребёнок запоминает последовательность по цвету, в случае пирамидки в природном оттенке ребёнок учится анализировать предметы по форме и размеру, сравнивает их между собой и выявляет закономерность (для этого хорошо подходят пирамидки выполненные из дерева и покрытые только лаком). Разнообразие форм обогащает сенсорные восприятие, а однотонность позволяет ребёнку мыслить не рационально, творчески, и при этом логически с опорой на другие свойства предмета.
8. Фантазия и креативность — игрушки из натуральных материалов в своих естественных (природных) оттенках способствую формированию творческого мышления и фантазии, не развивая у ребёнка шаблонного мышления.
9. Формирование математических представлений — разные породы дерева имеют разную плотность и вес, за счет этого мы можем опытным путем показать ребёнку разницу в весе, объяснить ему понятия «легкий / тяжелый», когда предметы являются одной формы и размера, но имеют разный вес.
Общие представления об окружающем мире:
Изучение свойств предмета — игрушки, выполненные из разнообразных природных материалов могут помочь ребёнку узнать не первичные свойства предмета (первичные свойства: форма, размер, цвет, аромат). К вторичным свойствам можно отнести: Дерево не тонет; Железо магнитится; Бумага рвется, мнется и т.д.